Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/u373410/u.omega.ru/www/guitar-master/engine/modules/show.full.php on line 275 Джазовая импровизация - Часть 40 » Guitar-Master.Ru - уроки игры на гитаре. Советы профессионалов
Сделать домашней|Добавить в избранное

Джазовая импровизация - Часть 40

Общие тенденции развития гармонии в музыке второй половины XX века (ослабление тональной централизации, новое отношение к проблемам консонанса и диссонанса, устойчивости и неустойчивости, альтерации и хроматизма, интерес к полиладовым и политональным сочетаниям, сонористическим эффектам и т. п.) не могли не повлиять на прежде стабильные нормы джазовой гармонии. На некоторых, наиболее характерных особенностях последней на современном этапе мы и остановимся.

1 СОВРЕМЕННАЯ ДЖАЗОВАЯ ГАРМОНИЯ

Несмотря на то, что джазовая гармония эволюционировала как ответвление от академического ствола, нельзя не отметить, что в последнее время она развивалась своим путем, обусловленным обилием практических экспериментов самих джазовых музыкантов. Наиболее характерной чертой гармонии поздних сочинений периода традиционного джаза являлась невероятная ее усложненность. Достаточно проанализировать гармоническую схему пьесы Б. Эванса «VeryEarly» («Очень рано»), чтобы увидеть, насколько велико в ней количество тональных центров:


Появление в дальнейшем принципиально новых гармонических последовательностей — своеобразная реакция на чрезвычайную сложность гармонии и тональных планов композиций предыдущего периода. Весьма симптоматичной в этом отношении представляется схема пьесы Дж. Колтрейна «GiantSteps» («Гигантские шаги»):

Как можно заметить, необычная и оригинальная гармония темы при традиционности составляющих элементов (квинтовые модели II—V—I) построена на чередовании трех равноправных центров (В—Еb—G), которые отстоят на интервал большой терции, как бы описывая увеличенное трезвучие.

В гармонической схеме пьесы «Four» («Четыре») М. Дейвиса большая часть аккордов длятся по два такта, в отличие от полутактовых или однотактовых смен созвучий в сочинениях традиционного джаза. Это дает возможность органично разворачивать протяженную мелодическую линию:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Посетители сайта, не могут оставлять комментарии к данной публикации.